20 февраля 2017 года Городская конкурсная комиссия подвела Итоги конкурса между государственными образовательными учреждениями, внедряющими инновационные образовательные программы.
ГБОУ СОШ 169 стала победителем конкурса с программой «Техносфера школы как средство формирования современной техноментальности».
Подробнее...
Важным результатом последовательной исследовательской работы в школе стала инновационная образовательная программа (ИОП) развития проектной деятельности и формирования технологической культуры участников ОП на основе современных и перспективных технологий. В программе отражено понимание необходимости дальнейшего преобразования техносферы ОО для реализации задач, соответствующих Стратегии научно-технологического развития России. На текущем этапе техносфера ОО должна не только обеспечивать информационную поддержку и открытость образовательного пространства, но и поддержку проектной и исследовательской деятельности, использование практико-ориентированных технологий XXI века для созидающей деятельности, интеграции всех предметных областей для решения единой задачи формирования компетенций в области проектно-исследовательской деятельности, технологии, технического творчества, изобретательства. Новые технологии определяют мышление всех участников образовательных отношений, их техноментальность. Учебные проекты и задачи дополняются возможностью воплотить их в практике технического решения, что кардинально меняет не только возможности проектно-конструкторской и исследовательской деятельности в школе, но и в целом всю пространственно-предметную среду, предлагая совершенно новые инструменты для достижения ключевых задач образования, повышая мотивацию и заинтересованность в конечном результате образования.
ИОП «Техносфера школы как средство формирования современной техноментальности» - см. здесь (pdf)
Инновационный продукт, разработанный в ходе выполнения ИОП: «Модель техносферы ОО, обеспечивающей формирование навыков проектно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях модернизации технологического образования» ориентирован на развитие современных методов обучения в области проектирования, технологии, технического творчества, изобретательства на основе технологий XXI века (робототехника, микроэлектроника, облачные технологии, "интернет вещей"-IoT). В модели реализуется принцип «качество доступности» для детей с разными потребностями и возможностями. Внедрение ИП позволит наиболее полно удовлетворять образовательные, информационные, организационные, ресурсные запросы конкретных субъектов на высокотехнологичной основе в целях обеспечения лучшего качества образования, эффективного взаимодействия семьи и школы, личностного роста учащихся и их профориентации как будущих участников высокотехнологичной экономики страны.
Цель ИОП – обеспечить формирование навыков проектно-исследовательской деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
Модель состоит из пяти составляющих, реализующихся в подпрограммах:
- Школьный технопарк (модернизация современного технопарка ОО)
- Технологическая культура учителя (система повышения квалификации педагогов в области использования современных технологий поддержки проектно-исследовательской деятельности)
- Лаборатория проектов (формирование кросс-возрастного сообщества, ориентированного на проектно-исследовательскую деятельность)
- Мир профессий (система предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации обучающихся)
- Мониторинговый центр (мониторинг профессионального самоопределения участников образовательного процесса).
Модель:
В виде направлений – подпрограмм модель ИП можно представить в виде схемы:
В качестве информационного ресурса поддержки ИОП и дальнейшей технической и методической поддержки направления развития техносферы ОО, был создан сайт "Лаборатория проектов 169" (перейти на сайт)
Результаты работы по направлениям (продукты):
Направление "Школьный технопарк"
Проведена апробация:
- роботов ScratchDuino (Robbo), MakeBlock, Амперка (Робоняша).
- наборов "Умный дом", "Робототехника" (БХВ), комплектов MGBOT, Амперка Z.
- 3D принтеров Rubot Mini, Rubot Protos, MZ3D-360C, Mini Prizm.
Результаты:
1. Внесены предложения по оптимизации и улучшению образовательного потенциала роботов ScratchDuino (Robbo). Компания выпустила новую модификацию робоплатформ и лабораторий, отвечающих современным требованиям в образовании.
2. В результате взаимодействия с разработчиками принтеров, в модели MZ3D-360C, Rubot Mini и Rubot Protos внесены серьезные изменения, повышающие "живучесть" техники и удобство ее использования в образовательных учреждениях.
Рекомендуем наши материалы:
ScratchDuino (Robbo) - о робоплатформах, дополнениях и изменениях конструктива.
Коммуникации между устройствами - наше решение сложной задачи обеспечения устойчивой и быстро-организуемой связи между различными устройствами на основе микроконтроллеров. Это решение позволяет существенно сократить время на начальную установку связи (например, с роботами) и качественно снизить возможность отказа связи во время уроков.
Робототехника от БХВ - содержат наши рекомендации по несложной модернизации популярного набора по рорбототехнике от БХВ, позволяющие использовать данные наборы в образовании (возможность программировать роботов в доступной школьникам визуальной среде mBlock)
3D принтеры - материалы содержат рекомендации по апробации, сборке, обслуживанию 3D принтеров? а также пособие по сборке и наладке кит-набора Rubot Mini.
По использованию в образовательном процессе:
- Создано пособие «Scratch и Arduino для юных программистов и конструкторов», позволяющее обучающимся и педагогам получить необходимые знания в области конструирования и электроники. Пособие вошло в УМК одноименного названия, сопровождается методической поддержкой, выпускается с набором электронных компонентов для упрощения домашнего использования, или включения в дополнительное образование.
УМК «Scratch и Arduino для юных программистов и конструкторов» (учебное пособие, набор электронных компонентов, сайт поддержки, методические рекомендации, модельная программа дополнительного образования, электронный архив проектов, дополнительные материалы, видеоблог).
Инновационный продукт представляет собой учебно-методический комплект, обеспечивающий проведение дополнительной общеобразовательной программы или основной общеобразовательной программы в рамках внеурочной деятельности в области конструирования и программирования микроконтроллеров средствами визуальной разработки. Комплект построен на основе свободного программного обеспечения и свободной аппаратной платформе Arduino, содержит все необходимые электронные компоненты, учебное пособие с детальным описанием деятельности обучающихся и сопровождается методической и дидактической поддержкой на сайте Lab169.ru
-
Созданы разделы поддержки направления "3D печать в школе", в которых приводятся примеры удачных практик использования технологии 3D печати в проектной деятельности и на занятиях по предметной области "Технологии"
- Общие вопросы использования 3D печати в школе
- Программное обеспечение (создаем и печатаем 3D модели)
- Создан видеоблог поддержки конструирования на основе роботов MakeBlock. Сам видеоблог был одним из проектов, осуществленных с учащимися 4 классов.
Направление "Мониторинговый центр "
В данном направлении огромная работа была проведена ГБОУ школой 197 с углубленным изучением предметов естественного цикла, создавшей проект "Диагностическая школа". Материалы "Диагностической школы" по профессиональному самоопределению были апробированы в ходе работы над ИОП и вошли в банк диагностических материалов. В планах - продолжение работы с банком методик, а также реализация данных методик на основе облачных сервисов. Главное: наши исследования показывают устойчивый интерес обучающихся и родителей к техническому и технологическому направлению в школе, понимание важности данного направления для будущего профессионального определения. В настоящее время мы начинаем сотрудничество с Академией Цифровых технологий , одним из перспективных направлений сотрудничества является работа над диагностическими материалами.
Направление "Технологическая культура учителя"
В школе разработана программа повышения квалификации педагогов в области конструирования, робототехники, 3D печати и проектной деятельности. В 2018 году совместно с ИМЦ Центрального района Санкт-Петербурга организовано обучение педагогов города по программе «Базовые основы преподавания образовательной робототехники и конструирования» на базе школы №169. См. рубрику "Курсы" на сайте поддержки проекта. В настоящее время есть предложение СПБЦОКОиИТ о совместной разработке подобного комбинированного (электроника, роботы, 3D печать, проектная деятельность) курса. Программа курса будет разработана в начале 2019 года.
Школа активно занимается повышением технолоогической культуры учителей города, представляя мастер-классы на различных профильных мероприятиях. Среди основных можно выделить:
- X и XI Научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы внедрения свободного программного обеспечения (СПО) в образовательных организациях Санкт-Петербурга» Материалы о событиях на странице ОЭР
- РобоФинист 2017 (4 мастер-класса) и 2018 (10 мастер-классов) Материалы о событиях на странице ОЭР
- Профест 2017 и 2018 (Москва, 6 мастер-классов)
- Восьмая всероссийская конференция с международным участием " Информационные технологии для Новой школы" (выездной семинар на базе 169-ой школы, 2 мастер-класса)
- Городской семинар на базе 169-ой: "Визуальное программирование микроконтроллеров в начальной и основной школе".
Направление "Лаборатория проектов"
Пожалуй, наше приоритетное направление. Мы отрабатывали технологию организации проектной деятельности с привлечением ресурсов как образовательного учреждения (обучающиеся и педагоги), так и партнеров в лице родителей, компаний-разработчиков ПО и оборудования, издательств, ВУЗов и т.д. Такие распределенные возможности оказались очень удачно сработали при постороении техносферы нашей школы, а в качестве продуктов, полученных в результате взаимодействия - востребованы в масштабах страны и за ее пределами (ведущая в области STEM - робототехнических решений китайская компания MakeBlock работает вместе с нами над совершенствованием своих робокомплектов).
На текущий момент нашими партнерами по исследованиям являются следующие компании:
- Фонд Темура Аминджанова "Финист"
Сотрудничество в области развития робототехнической базы обучения и исследовательской работы в школе
(с мая 2017 года) - MakeBlock Co.,LTD (Китай) в рамках тройственного соглашения компаний MakeBlock Co.,LTD, ООО "ЦС Импэкс" и ГБОУ школы № 169 Санкт-Петербурга о совместных исследованиях в области образовательной робототехники и конструирования. С 1 июня 2018 года.
- ООО "ЦС Импэкс" (Группа компаний DIGIS)в рамках тройственного соглашениякомпаний MakeBlock Co.,LTD, ООО "ЦС Импэкс" и ГБОУ школы № 169 Санкт-Петербурга о совместных исследованиях в области образовательной робототехники и конструирования.С 1 июня 2018 года.
- ООО «Линукс Формат»
Сотрудничество в области НИОКР - научно-технической разработке по проекту «Разработка лабораторного комплекса по инженерному творчеству на базе свободного программного и аппаратного обеспечения» для внедрения в процессы обучения.
С 29 мая 2015 года. Отзыв о работе - ГНУ/Линуксцентр (ЗАО "Мезон.Ру")
Соглашение о сотрудничестве в решении задач по использованию свободного программного и аппаратного обеспечения в образовательной сфере. (с 7 октября 2014 года) Отзыв о работе - Издательство БХВ, ООО «Издательские компьютерные системы «ИКС» (крупнейшее книготорговое предприятие, специализирующееся в области технической и естественно-научной литературы).
Сотрудничество в области решения задач по использованию наборов-конструкторов по основам современной микроэлектроники в образовательной сфере. (с 26.04.2016) Отзыв о работе - ООО «Лаборатория знаний» (Бином, Пилот) Договор на создание пособия «Конструируем на Scratchduino»
- ООО «Кибернетические технологии» (ТРИК) – совместная исследовательская деятельность в сфере использования робототехнических конструкторовпод управлением СПО в образовательной сфере (с 06.06.2016)
- ЗАО «Московский завод торгового оборудования» (MZ3D) - сотрудничество в решении задач по использованию 3D-принтеров на свободных программно-аппаратных основах в образовательной сфере (с 07.09.2016 )
- 3dquality - сотрудничество в решении задач по использованию 3D-принтеров на свободных программно-аппаратных основах в образовательной сфере. (с 19.09.2016г)
- Региональный модельный центр дополнительного образования детей Тульской области -http://doobr71.ru
В рамках направления созданы:
* Сайт объединения "Лаборатория проектов"
* УМК «Scratch и Arduino для юных программистов и конструкторов» (учебное пособие, набор электронных компонентов, сайт поддержки, методические рекомендации, модельная программа дополнительного образования, электронный архив проектов, дополнительные материалы, видеоблог).
* Множество материалов - разработок внеурочных занятий и элементов уроков с использованием современных технологий (см. раздел)
* Новое пособие: Григорьев А., Винницкий Ю. Игровая робототехника для юных программистов и конструкторов: mBot и mBlock. БХВ-Петербург, 2018. ISBN 978-5-9775-4030-8 (информация о событии) На базе данного пособия к следующему учебному году будет разработан УМК по робототехнике.
* Изменения и доработка конструктива и содержания робототехнических наборов и наборов по электронике.
*Создано Advanced Arduino Extension - авторское расширение, разработанное А.Т.Григорьевым и позволяющее использовать в "блочной", учебно-ориентированной среде mBlock3 практически все возможности продвинутого "текстового" программирования, что превращает среду в универсальный механизм создания программ самого разного уровня сложности. Расширение вошло в официальный каталог расширений mBlock и активно загружается пользователями всего мира (страница продукта)
В рамках сотрудничества с партерами мы участвуем в разнообразных событиях в тематике создания техносферы образовательной среды, из последних можем выделить:
- проведено 10-ть мастер-классов по использованию электроники и микроконтроллеров в проектной деятельности (Робофинист 2018, информация о событии);
- встреча на территории 169-ой школы представителей руководства компании MakeBlock (Китай), компании Digis (Россия), издательства БХВ и нашей исследовательской группы. Это типичный пример работы идеологии "Лаборатории проектов" - собрать вместе заинтересованыых людей из разных направлений и предложить им общий проект. По результатам встречи был подписан трехсторонний (169-MakeBlock-Digis, договор с БХВ уже есть) договор о совместных исследованиях, выпушена книга Игровая робототехника для юных программистов и конструкторов: mBot и mBlock, создано новое направление внеурочной работы в школе - технический перевод, ориентированное непосредственно на проекты в технологической области. (информация о событии)
- в рамках Петербургского международного образовательного форума и IX Всероссийской конференции с международным участием "Информационные технологии для Новой школы" в ГБОУ школе 169 проведен выездной семинар "Сетевое партнерство как инструмент формирования техносферы образовательной организации" (о событии)
- 6 мастер-классов на Робофесте 2018 (Москва) (Робофест 2018). В рамках фестиваля на стендах партнеров была представлена и наша книга "Scratch и Arduino для юных программистов и конструкторов". Книга вызвала живой интерес зрителей, интересующихся возможностью программирования в Scratch-подобных средах контроллеров Arduino. Информация о событии.
- вебинары серии "Опыт школ по внедрению Инженерного инновационного класса" (информация о событии)
- в ноябре 2017 года на базе 169-ой школы впервые начали проходить практику студенты СПб ГБПОУ «Петровский колледж». Обучающиеся старших курсов IT-направленности выполняли задачи, связанные с администрированием школьной сети, настройкой оборудования, текущей технической поддержкой. В качестве эксперимента ребятам было предложено поучаствовать в наших внеурочных занятиях по робототехнике и конструированию, в качестве помощников-тьюторов.
Эксперимент удался, студенты не только получили новый опыт сборки и отладки робототехнических комплектов, но и смогли пообщаться с ребятами начальной школы, попробовать себя в роли педагогов. Далее студенты писали дипломные работы на основе наших задач, мы рады отличным оценкам на защите дипломов "наших" студентов. Ребятам школы было полезно пообщаться с практикантами и в плане профессионального самоопределения. (материалы)
Направление "Мир профессий"
В рамках направления мы сотрудничаем с разработчиками "Атлас 100" - ведущего российского ресурса с представлением мира современных, перспективных и отживающих профессий.
На страницах сайта Лаборатория проектов 169 поддержке данного направления выделен отдельный раздел "Мир профессий"
Разработана программа внеурочной деятельности "Музейное дело" , в которой на уровне 8 и 9 классов заложены такие задачи как:
- выявить интересы к разнообразию профессий Петербурга;
- развивать статус города не только как культурного, но и как одного из главных экономических, индустриальных и финансовых центров России;
- расширить возможности личностного роста и самоопределения обучающихся в образовательных и профессиональных сферах;
- сформировать знания о мире профессий и создать условия для успешной профориентации;
- расширить кругозор о перечне профессий и возможностях обучения этим профессиям;
- сориентироваться на рынке профессий мегаполиса.
Оборудование для ИОП
В рамках государственной поддержки ИОП был создан современный кабинет для освоения новых технологий, включая: 17 (16+1) современных рабочих места с возможностью работы с ресурсоемкими приложениями 3D разработки, сетевое и интерактивное оборудование (доска, проектор, медиасистема, документ-камера, оснащение для проектной, учебной и исследовательской работы (16 наборов электроники, 16 робототехнических наборов, 8 наборов проектной деятельности по технологии и физике), периферийное оборудование: МФУ А3, комплект для 3D печати (3D принтер и набор материалов для печати), 3D сканер и 3D ручки (8 шт).
Все оборудование активно используется в образовательном процессе.
Фотоальбом:
В кабинете идут занятия по технологии
Защита проектной работы
Учимся работать с 3D ручками
Взрослых тоже учим)))
Курсы повышения квалификации
Демонстрация новых разработок школьной "Лаборатории проектов"
Новые разработки нашей экспериментальной площадки представлены и на ИТНШ 2018