Презентации результатов педагогической деятельности

 

 

 

Презентация результатов педагогической
деятельности учителя информатики и заместителя директора по ОЭР
Винницкого Юрия Анатольевича

(Представлена 15 января 2014 года в рамках мероприятий Дня открытых дверей ОУ и 26 февраля 2014 года на общешкоьном родительском собрании)

1. Образование: Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт имени А.И. Герцена, 1989 г., физика и астрономия

2. Ученая степень, ученое звание: кандидат педагогических наук, Институт содержания и методов обучения РАО 28.09.2006


3. Квалификационная категория и год аттестации: высшая 28.10.2009


4. Наличие государственных и (или) ведомственных (отраслевых) наград, даты награждения:
Знак «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга» (04.10.1996г.)


5. Стаж работы: общий __24________ в отрасли __24__


6. Стаж работы в данном образовательном учреждении _17__

Блог учителя

Учебные форумы учителя (классы, учебные группы курсов повышения квалификации)

Презентация методической системы

Современные тенденции в разработке образовательных стандартов тесно связаны с актуализацией личностно-ориентированных, инновационных, смысловых аспектов в определении целей содержания и методов обучения. Общество ставит перед учителями задачу развития ученика в новых информационных условиях, определяя и обновлённую роль учителя – проводника знаний, помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации, наставника-партнера в сложном пути становления личности учащегося. Целью современного образования становится не только и не столько усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. Именно в соответствии с этой целью была разработана моя методическая система учителя, объединяющая используемые педагогические технологии, методический стиль, особенности организации учебной деятельности учащихся, эффективный мотивационно-целевой компонент и постоянное самообразование и повышение квалификации, без которых немыслим современный педагог. Решаемые задачи:

  • Развитие у учащихся естественной потребности познания окружающего мира
  • Формирование навыков работы с информацией
  • Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации
  • Формирование системного диалектического мышления
  • Формирование собственного культурного самосознания, отношения к миру, другим культурам
  • Создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению

Основа моей методической системы была заложена в далеком 1989 году, при первом общении молодого учителя с учениками. Стало понятно, что поддерживать интерес к учению, к своему предмету, окружающему нас миру, раскрывать творческий потенциал учеников и создавать с ними общее информационное пространство – интереснейший процесс, в ходе которого выигрывают все, и учитель и ученики.
Начиналось все с «Творческих мастерских», в рамках которых учащиеся делали фантастические проекты, от запускаемых воздушных шаров на нагретом воздухе и до разработок удивительнейших аппаратов на основе простых механизмов, презентуемых в классе. В эти проекты вовлекались все ученики и, что, наверное, предсказуемо, именно здесь зачастую лучшие работы делали традиционные «троечники», находя новый интерес к изучению предмета. Нам было просто интересно.  И на текущий момент проектное обучение – один из важнейших компонентов моей методической системы, по своей дидактической сущности нацеленный на формирование способностей, обладая которыми учащиеся и выпускники школы оказываются более приспособленным к жизни, умеют адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в разных коллективах. Особенно широко использую метод проектов во внеклассной работе, работая с проектными группами на ежегодных творческих сборах школы и в рамках интегрированных проектов по различным школьным предметам, в последний год добавились и проекты по роботехнике, объединяющие учащихся средней и начальной школы. Основные результаты: у учащихся сформирована способность самостоятельно прорабатывать комплекс действий по решению значимых для них проблем, от постановки цели и создания плана действий, до получения результата.
Следующим компонентом методической системы стали интенсивные технологии организации коллективной деятельности, активное использование которых начал с 1998 года. Возможно, сказались командировки в рамках EFFE  – Европейского форума за свободу в системе образования, которые позволили взглянуть на образование под новым углом зрения и приобрести замечательных друзей, коллег-учителей из самых разных стран. Именно тогда в практику работы вошли такие замечательные компоненты, как «Мозговой штурм» и «Деловые игры». Эффект был взрывной. Изучение нового материала в ходе деловой игры, обсуждения-штурмы с выходом на перспективы применения тех или иных знаний… Сложно переоценить результативность данных технологий и в настоящее время. Дополненные технологиями развития критического мышления они дают впечатляющие результаты, позволяют учащимся эффективно работать с информацией в групповых и личных проектах, проводить эффективную рефлексивную работу, критически относится к своим возможностям на всех стадиях учебной работы. Одним из критериев результативности считаю стабильно успешные выступления наших старшеклассников на городских дебатах, умение отстаивать свою точку зрения на разнообразных молодежных «круглых столах» в районе и городе.
Как-то незаметно для себя, постепенно интегрируя компьютерные элементы и преподавание физики, я оказался на курсах переподготовки и теперь уже вел два предмета – физику и информатику (или три, если считать близкую к физике астрономию).
Вероятно, именно на стыке информатики и физики и был задействован новый элемент системы – интерактивные технологии. На первой стадии - использование уже готовых интерактивных объектов. Но погружение в проблему выявило ряд несоответствий в существующих моделях для использования в рамках школьной системы. Это стало поводом для научной работы, переписки с разработчиками ООО Физикон и привело к сотрудничеству, продолжающемуся до настоящего времени. В течение более чем 10 лет мы вместе создавали лабораторные модули для использования в школе, более 200 авторских объектов вошли в Единую коллекцию ЦОР.
Отдельно выделю работу с вариативными рабочими листами,  содержащими учебные траектории. Просто при работе с интерактивными моделями оказалось, что двигаться «единым строем» невозможно, учащиеся по-разному воспринимают материал, для кого-то требуются простые задания, для кого-то – сложные. Решено было прописать разноуровневые варианты исследовательской деятельности, с творческими заданиями для тех, кто уже получил основной результат. Траектории должны были быть понятными, содержать нужную плотность заданий. Мы делали листы, апробировали на уроках, переделывали. Так было создано порядка 84 полноценных лабораторных работ с использованием компьютерных лабораторий. И результат радовал. Значительно возросла плотность усвоения материала, технология отлично показала себя и на стадии изучения нового материала, и при закреплении знаний, и при решении задач. Сейчас все эти разработки вошли в «Интерактивные лабораторные работы», изданные ООО Физикон, система активно используется учителями России и ближнего зарубежья, я продолжаю консультировать коллег по вопросам ее использования. Технологию вариативных учебных траекторий использую и на уроках информатики, разработаны блоки по ряду тем (базы данных, электронные таблицы, программирование в Scratch, СПО), работа дополнена технологией активизации знаний с использованием ментальных карт.
Компьютерные технологии позволяют мне динамически видоизменять процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное – развивать направление самообразования учащихся, превращать обучение в деловое сотрудничество. В настоящее время веду тематический блог и форум, посвященные различным аспектам использования интерактивных технологий в школе, Web 2.0 ресурсов и СДО, руковожу ОЭР, посвященной той же тематике в школе,  активно сотрудничаю с сетевым педагогическим сообществом, провожу семинары и вебинары. Из результатов использования ИКТ особо могу выделить следующие:

  • Рост навыков самообразования и самовоспитания, работы с информацией, работы в удаленных группах (отмечу все возрастающую роль сервисов совместного документопользования, работу с виртуальными рабочими досками, ментальными картами, временными лентами, а также с сервисами тестирования и подготовки к ЕГЭ).
  • Развитие мышления, коммуникативной компетентности, информационной культуры через создание собственных образовательных информационных продуктов (особой популярностью у моих учеников пользуются проекты создания интеллектуальных игр и QR –квестов по разнообразным предметам).

В настоящее время ИКТ технологии в соединении с интенсивными технологиями организации коллективной работы активно используется и при работе над творческими проектами ежегодных творческих выездов школы, а также при организации дистанционных проектных групп с другими школами («Волшебный экспресс» в 2013 году собрал более 70 команд из разных регионов страны и зарубежья). Из основных результатов могу отметить приобретение учащимися навыков успешной работы в территориально удаленных группах, что необходимо для современного человека, ориентированного на работу в мире эффективных коммуникаций.
Сейчас говорят об эпохе «информационного взрыва», на горизонте - Web 3.0 технологии, все больше в образовании используются свободно распространяемые программные продукты. Именно эти темы составляют основу моих текущих исследований, следствием чего является использование модели «1 компьютер – 1 ученик», систем дистанционного образования, разработки в области «Образования вне стен классной комнаты». «Будущее начинается сегодня!» - это и название нашего проекта создания информационного пространства школы и моя глубочайшая убежденность.
Сейчас, проанализировав свою методическую систему, могу выделить ее основные принципы:

  • Гуманистический (т.к. вся система направлена на утверждение ценности личности ребенка, становление позитивной концепции ученика, осознание личного опыта).
  • Гносеологический (в основе системы лежит познание учебного процесса как объекта конструирования и на этой основе создаются наборы технологий, приемы решения психолого-педагогических задач). Дополняется принципом проектирования, обеспечивающим целенаправленную деятельность по реализации образовательного стандарта и выбор наиболее эффективных технологий.
  • Принцип социальной компетентности (направленность на формирование способности решать информационные, экономические, правовые и другие социальные задачи на основе наличия целостной научной картины окружающего мира и с позиции ценностей гражданского общества и демократического государства).
  • Осознанная рефлексия (в том числе и критическая, осмысление учащимися предпосылок, процессов и результатов своей деятельности).

Система представлена в блоге сетевого педагогического сообщества Галактика Интел, отдельные элементы методической системы используются учителями Сообщества, а также учителями моей школы, школ района и города. Из учителей, принимающих активное участие в ее развитии в других городах и регионах отмечу участников нашей творческой группы в Сообществе: Макаришина Олеся (городская гимназия, Тирасполь, Молдова), Пендикяйнен Инна (МОУ СОШ №4, ст. Боргустанская), Андрей Рожков (ГБОУ СОШ № 196, Москва), Лора Кравченко (общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 55, Горловка, Украина), Владимир Касатонов (МОУ СОШ №10, станица Павловская), Елена Ковалева (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Старостаничная средняя общеобразовательная школа Каменского района Ростовской области), Ганиева Алсу (МОУ СОШ №9, г.Можга, Российская Федерация). 
Современные школьники уже перешагнули рамки, навязываемые старой парадигмой образования. Процесс невозможно игнорировать, отсюда логично появление новых направлений, изменение ФГОС, перспективных разработок «новой школы». И это здорово! У нас – замечательная профессия, не подверженная стагнации, не дающая расслабиться и плыть по течению, не позволяющая  стареть душе.  У каждого из нас свой путь проб, ошибок и разочарований. И я горжусь своей профессией, убежден, что она самая лучшая на свете. А что касается цели и миссии… В свое время прочитал слова Ф.Абрамова  «Учитель – это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты».[1] И до сих пор считаю своей миссией учителя сделать так, чтобы это будущее было лучше. А если более развернуто, то, на мой взгляд, миссия педагога во все времена остается единой: передать накопленные человечеством знания новому поколению, помочь родителям в воспитании детей, способствовать их успешной адаптации в обществе, приобщить их к культуре и общечеловеческим ценностям.
И очень надеюсь, что вся моя методическая система, созданная за годы работы, все используемые технологии, текущие и будущие, никогда не пойдут вразрез с главным принципом учителя – изначально, априори любить ученика, гордится его самостоятельными успехами и радоваться, когда ученик превосходит учителя.
[1] Абрамов Ф.Никогда не забуду первую встречу с учителем.//Учитель: Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания. Страницы литературы./Ред. Сост. Д.Л.Блудный  - М.: Политиздат., 1991.- 134 с.

Результаты обучения:

 

Показатели

Учебный год

2010-2011

2011-2012

2012-2013

1. Количество учащихся, успевающих по предмету (%) на:
1.1. «2»

0

0

0

1.2. «4»

46

48

46

1.3. «5»

41

41

44

2. Количество участников предметных олимпиад (%):
- школьный уровень

34

46

48

- районный уровень

5

8

11

3. Количество учеников, выполняющих творческие работы проектной направленности

74

82

86

4. Количество учеников, выполняющих творческие работы исследовательской направленности (%)

36

44

52

 

2. Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету

 

Показатели

Учебный год

2010-2011

2011-2012

2012-2013

1. Названия форм  (направлений) внеурочной деятельности

Технический руководитель и организатор традиционных творческих сборов (9-11 классы, ИКТ проекты в рамках сборов – презентации команд, тематические видеоролики, конкурсные проекты), разработал и проводил
элективные курсы ИКТ для учащихся начальной школы «Мир информатики», проводил консультации и принимал участие в проведении
интегрированных уроков с использованием авторских интерактивных компьютерных лабораторий по физике, а также провел интегрированные уроки в начальной школе (2-4 классы) «В мире высоких технологий», активный участник разработки конкурсов и их технического сопровождения в рамках предметных декад по английскому языку, точным наукам (викторина «Эрудиты 169-ой», игры по страноведению, «Химия в моей жизни» и др.), один из организаторов ежегодной акции «Жизнь без границ», посвященной проблемме людей с ограниченными возможностями.

Технический руководитель и организатор традиционных творческих сборов (7-11 классы, ИКТ проекты в рамках сборов – презентации команд, тематические видеоролики, конкурсные проекты), интегрированные уроки с использованием авторских интерактивных компьютерных лабораторий по физике, разработка конкурсов и их техническое сопровождение в рамках предметных декад по английскому языку (конкурсы «Знаешь ли ты Великобританию?», «Знаешь ли ты США?»), точным наукам (игра-викторина «Мир наук», конкурсные приложения для мероприятий в 7-11 классах по математике, физике, информатике, химии).
Творческие проекты с учащимися по разработке игр и конкурсных заданий с использованием ИКТ по предметам («Химический калейдоскоп», «Физика в современном мире», «Компьютерный эксперимент»).
Куратор сетевого сообщества выпукников и учащихся 169-ой школы.

Технический руководитель и организатор традиционных творческих сборов (7-11 классы, ИКТ проекты в рамках сборов – презентации команд, тематические видеоролики «Страны и континенты», «Этот переменчивый мир», «Моя мечта», конкурсные проекты, интегрированные уроки с использованием авторских интерактивных компьютерных лабораторий по физике, сопровождение и  консультации команды школы в международном сетевом проекте-конкурсе "Волшебный экспресс» (команда стала лауреатом конкурса), создание рабочей группы старшекласников по осуществлению проекта внедрения элементов роботохники во внеурочные занятия учащихся начальной школы, творческие проекты с учащимися по разработке игр и конкурсных заданий с использованием ИКТ по
предметам (английский язык, биология, литература, химия, физика, география, физкультура). Куратор сетевого сообщества выпукников и учащихся 169-ой школы.

2. Количество  учащихся, посещающих внеурочные мероприятия (%)

В творческих сборах и интегрированных уроках принимают участие 100% учащихся (исключение – освобожденные по здоровью), в творческих проектах задействовано более 50% учащихся.

В творческих сборах и интегрированных уроках принимают участие 100% учащихся (исключение – освобожденные по здоровью), в творческих проектах задействовано 64%.

В творческих сборах и интегрированных уроках принимают участие 100% учащихся (исключение – освобожденные по здоровью), в творческих проектах задействовано 68% учащихся.

3. Количество учеников-участников конференций, конкурсов и т.д.

33

48 (с учетом 11 участников сетевых конференций)

53 (с учетом 13 участников on-line конференций и  8 – командный сетевой конкурс «Волшебный экспресс)

4. Количество учеников- лауреатов, призеров, победителей конференций, конкурсов и т.д.

6 (школа), 3 (район), 1 (город)

5 (школа), 5 (район), 2 (город)

7 (школа), 8 (район), 1 (город), 8 (всероссийский сетевой конкурс)

Список публикаций


№ п/п

Наименование публикации

Форма публикации

Выходные данные

Объем (печатных
листов)

Соавторы

1

Комплекс программных средств для автоматизации контроля знаний в образовательном процессе (ПО на CD-диске приложения).

Статья

Сборник статей по итогам конкурса педагогических достижений. Санкт-Петербург. НМЦ ОО АЦР, 2004

1,36

Нет

2

Компьютерный эксперимент в курсе физики средней школы.

Статья

«Физика в школе», 2006, №6

0,53

Г.М.Нурмухамедов

3

Компьютерный практикум в курсе физики средней      школы.

Статья

Сб. трудов научно-практической конференции молодых учёных «Инновационные и традиционные подходы в образовании школьников», ИСМО РАО, 2006

0,62

Г.М.Нурмухамедов

4

Принципы разработки электронных учебных курсов для средней школы.

Статья

 «Информатика и образование», 2006, №10

0,37

Г.М.Нурмухамедов

5

Компьютерные комплексы подготовки и проведения тестирования, как составная часть комплексного внедрения информационных технологий в работу современной школы.

Доклад на конференции ИСМО РАО, статья

Сб. трудов научно-практической конференции молодых учёных «Инновационные и традиционные подходы в образовании школьников», ИСМО РАО, 2006.

0,25 п.л.

Нет

6

Из опыта работы школы №169 по организации проектной деятельности учащихся. 

Статья

Сборник Развитие воспитательного пространства района: опыт образовательных учреждений/Под научной ред. Е.В.Пискуновой. –Спб.: НОУ «Экспресс», 2009

0,3

Э.Ю.Иванова

7

Особенности разработки и внедрения интерактивных моделей физического эксперимента в курс физики общеобразовательной школы

Статья

Сборник научно-методических статей "Информатизация образования: на пути к новой школе" - СПб: Издательский дом "Русский остров", 2010 г.

0,95

Нет

8

Коммуникационный центр

Статья

Сборник научно-методических статей "Информатика в образовании: вектор перемен " - СПб: Издательский дом "Русский остров", 2010 г.

0,25

М.А.Калашникова

9

Компьютерный эксперимент в современной школе

Статья

Информационные технологии в образовательном учреждении: традиции и инновации (по материалам фестивалей)/Сост.Л.М.Андрианова.-СПб, ГОУ ДПО ЦПКС СПб "Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий", 2010
ISBN 978-5-91454-036-1

0,25

Нет

10

СПО в начальной школе. Учимся и играем.

Статья

Проблемы и перспективы внедрения свободно распространяемого программного обеспечения в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Материалы конференции. - Спб.: ГБОУ ДПО ЦПКС СПб "Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий", 2014
ISBN 978-5-91454-070-5

0,25

Нет

 

Достижения в конкурсном педагогическом движении


Год участия

Название конкурса

Уровень

Результат

1994

Конкурс на звание Соросовского учителя

Всероссийский

Победитель

1996

 Санкт-Петербургский конкурс педагогических достижений

Районный, городской

Район – победитель, город – лауреат. По итогам награжден знаком «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга»

1999

Конкурсная программа «Современная школа»

Городской

Победитель (продукт – гипертекстовый учебник «Система автоматического перевода PROMT 98» Благодарность компании – разработчика ПО

В период с 1999 по 2003 и с 2005по 2008 проходили командировки в школы при Посольстве России в Болгарии и Чехии (учитель физики и информатики)

2004

Санкт-Петербургский конкурс педагогических достижений

Городской

Лауреат

2008

Конкурс компании Promethean на звание «Самый интерактивный учитель — Activteacher»

Всероссийский

Финалист-лауреат конкурса

2009

V фестиваль «Использование информационных технология в образовательной деятельности»

Городской

Победитель

2011

3-ий конкурс «Школа будущего вместе с Intel» среди общеобразовательных школ России

Всероссийский

Победитель, по итогам конкурса школа 169 получила в качестве приза комплект (30 шт) нетбуков CMPC для реализации модели 1:1, дополнительный приз от Polimedia «За наиболее удачное сочетание использования ПО и оборудования»

2012

4-ый конкурс «Школа будущего вместе с Intel» среди общеобразовательных школ России

Всероссийский

Победитель, по итогам конкурса школа 169 получила в качестве приза комплект сервер HP  для построения сетевой инфраструктуры. Благодарственные письма от  компаний Microsoft и HP

2013

«Учитель-блоггер и мобильные технологии»

Всероссийский

Лауреат

Повышение квалификации


Год

Название курсов

Количество часов

Название образовательного учреждения

1992

Курсы повышения квалификации учителей основ информатики и ВТ

84

Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства

1993

Курсы переподготовки «Учитель логики»

160

Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства

1997

Основы использования персонального компьютера на уроках естественно-научного цикла в средней школе

76

Региональный учебный центр информатизации образования

2002

Специалист по работе с пользовательскими программами общесистемного назначения

250

СПб институт дополнительного профессионального образования СЗ

2005

Основы создания анимированных изображений в среде Macromedia Flash

72

ГОУ ДПО Центр повышения квалификации специалистов, Санкт-Петербургский Центр информационных технологий и коммуникаций

2008

Основы ИКТ для применения в образовательной деятельности

72

ГОУ высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики»

2009

Установка и администрирование пакета СПО

72

НОУ ДПО «Академия АйТи»

2011

Администрирование Linux (с присвоением категории LPIC-1)

72

Институт прикладной автоматизации и программирования

2011

Информационные технологии в деятельности образовательных учреждений и органов управления: использование ЭОР в процессе обучения в начальной школе

108

НОУ ДПО «Институт компьютерных технологий»

2012

Сетевые курсы:
«Метод проектов»
«Методы оценивания в XXI веке»
«Методы сотрудничества в классе XXI века»

 

12
12
12

Intel и PH International

2013

Актуальные аспекты преподавания информатики в профильной школе

144

Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования

 

 




 

...













Copyright (c) 2008, средняя школа №169 с углубленным изучением английского языка (Санкт-Петербург).

Проект при поддержке компании RU-CENTER