Страница психолога

Вернуться к содержанию....

 

«АГРЕССИЯ, ЕЕ ПРИЧИНЫ И ПРОЯВЛЕНИЯ»

 Существуют два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жестокость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.


Условно выделяют пять проявлений агрессии:

1. физическая агрессия (физические действия против кого-либо);
2. вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.);
3. раздражение (вспыльчивость, грубость);
4. негативизм (оппозиционная манера поведения);
5. косвенная агрессия:
а) направленная (сплетни, злобные шутки);
б) ненаправленная (крики в толпе, топанье и т. д.)


Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.
В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.
Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье. Отмечается, что если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.
Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка так же приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Дети, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцируют ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего. Для того, чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики  родителям настоятельно рекомендуется уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития ребенка проявлять твердость и решительность.


Рекомендации.

Есть     несколько     рекомендаций,     способствующих     уменьшению
агрессивности:
1. Дисциплинадетей без применения насилия (полностью зависит от реакции родителя).
2. Создание определенного психологического настроя, эмоционального комфорта детей (проявить заинтересованность к чувствам ребенка, желание помочь).
3. Установление доверительных отношений.
4. Установление запрета на агрессивные действия(посредством спокойной беседы, с твердой родительской позицией).
5. Игнорирование   агрессивных   тенденций,   не   акцентируя   на   них внимания окружающих.
6. Снижение    количества    жестоких    антигуманных    сюжетов    по телевидению.
7. Поощрение альтернативных, несовместимых с гневом и агрессией форм поведения.
8. Содействие созданию в обществе атмосферы, вызывающей сочувствие к чужой боли.
9. Формирование у детей чувства добра и сопереживания к другим людям, животным, тем кто болен и вообще ко всем живым существам.
10.Стремиться в сложных высококонфликтных ситуациях ослабить всеобщее напряжение, не давая ему вылиться в открыто враждебные столкновения между людьми.


Контроль над поведением ребенка.
В арсенале взрослых есть несколько основных способов контроля поведения ребенка:
1. негативные способы (наказания, приказы);
2. нейтральные способы (модификация поведения);
3. позитивные способы (просьбы, диалог).
Приказы и наказания могут вызывать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому, родители должны наказывать ребенка только в самых крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться (а ребенок не всегда способен противостоять сильному взрослому), то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо назло.
Техника модификации поведения проста: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое - наказание или лишение привилегий. Однако и этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе ребенок будет постоянно спрашивать «А что мне за это будет?»
Лучшей гарантией адекватного поведения и хорошего самообладания детей будет в первую очередь, умение взрослых владеть собой. Для того чтобы дети в процессе воспитания усвоили навыки адекватного выражения гнева, родители должны сами научиться управлять собственным гневом.


Приведенные далее способы избавления от гнева могут быть полезны родителям:
1.           Наладьте взаимоотношения с ребенком, чтобы он чувствовал
себя с вами спокойно и уверенно.
2.           Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из состояния  равновесия.
3.           Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.
(ребенок должен понимать, что родитель имеет право на эмоции и переживания).
4.           В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для
себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.
(т.к. ваше эмоциональное состояние транслируется на вашего ребенка)
5.           Старайтесь      предвидеть      и      предотвратить      возможные
неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.
И помните, если в вашем доме царит любовь, ласка и взаимопонимание ваш ребенок будет самым счастливым на свете!
А зависит это полностью от нас с вами, уважаемые родители!
Так давайте же любить собственных детей!

Удачи Вам дорогие родители !!!!
С Уважением. Психолог В.А. :)

 

 



   

...

     




Cодержание:











Copyright (c) 2008, средняя школа №169 с углубленным изучением английского языка (Санкт-Петербург).

Проект при поддержке компании RU-CENTER