Страница психолога

Вернуться к содержанию....

 

Как снять страх ребенка перед непреодолимыми (на его взгляд) трудностями,  как помочь ему поверить в себя,  как научить работать, не боясь неудач?


С  трудностями в  обучении сталкиваются почти все дети,  но одни пре­одолевают их спокойно,  другие - нет.
Трудности могут вызывать формирование у ребенка чувства неполноценности,  неуверенности в себе.  Недовольство родителей и учителей отталкивает ребенка от взрослых. Даже взрослому трудно реально оценить себя,   когда кругом им все недовольны,   для ребенка эта задача непосильна.
Переживание собственных неудач усиливается во много раз при непра­вильной тактике учителя или  родителей ("ярлыки"). Получается  замкнутый круг; школьные неудачи, недовольство взрослых (плюс отсутствие реальной помощи),  новые неудачи,  еще большая неуверен­ность и т.д. Ребенок доверил в свою беспомощность,  отказался от активного пове­дения (активное поведение - это риск и прежде всего - риск неудачи).
Взрослые заставляют его бояться собственной неудачи,  отсюда может быть "отказ", сопровождающийся плохим поведением, нарастанием психического и физичес­кого напряжения, устойчивые формы негативного поведения и реагирования. Способствуют конфликту,  создают стрессовые ситуации такие черты лич­ности родителей, прежде всего мам и пап.


Несколько основных правил снятия страх ребенка перед трудностями, помочь ему поверить в себя:


1. Оценка  (оценивание)   ребенка взрослыми оказывает серьезное влияние не только на самоощущение и самооценку;  от этого может зависеть от­ношение у. ребенку сверстников. Не спешите ставить оценку (оценивать),  особенно неудовлетворительную. Не сравнивайте своего ребенка с товарищами, знакомыми, брать­ями и сестрами, подчеркивая его неудачи или удачи, успехи других дет (из лучших побуждений). Все это травмирует ребенка,  обостряет ситуацию неудачи.
2.Если есть хоть малейший прогресс, похвалите, подбодрите, под­черкнете старание ребенка. Похвала, одобрение дают уверенность в себе
3.Не встречайте ребенка сакраментальным вопросом, "что ты сегодня
получил?" Даже если вы и не будете ругать ребенка за неудачу, даже  если вы найдете в себе силы подбодрить, посочувствовать, всё равно не сможете скрыть своего огорчения.                                                                                   
4.Не надоедайте ребенку упреками по поводу домашнего задания. Во 2-й половине дня работоспособность падает,  сказывается утом­ление и непрерывная работа больше 15-20 мин.  порой не "по силам". Если вы будете сидеть все время "над душой" то это еще один повод по­верить в собственную беспомощность.
Во время приготовления уроков или во время занятия не дергайте ребенка,  не делайте бесконечные замечания. Можно и нужно помочь ему разобраться в том, что сложно и непонятно, а дальше предоставьте возможность работать самостоятельно.
5.    Не ограничиваете любимые занятия (в кружке,  в секции)  из-за неудач в школе, не лишайте    любимого дела,  запреты могут вызвать реакцию протеста.
6.При школьных неудачах (или неудачах, другого рода) нужно дать возможность ребенку реализоваться в чем-либо другом,  доказать себе, что он может сделать что-то хорошо. Если такого дела нет,  его нужно искать и обязательно найти.
7.  Найдите причину трудности,  не скрывайте ее от ребенка,  объясните почему не получается и что нужно сделать,   чтобы исправить положение обещаете свою поддержку. Подчеркните при этом,  что наше отношение к ребенку не зависит от его неудач.
Важно научиться любить не достижения и успехи ребенка, а самого ребенка, вне зависимости от его успехов.

                             Все в наших руках!
                                                   С уважением! Психолог В.А. :)

                                                                              

 

 



   

...

     




Cодержание:











Copyright (c) 2008, средняя школа №169 с углубленным изучением английского языка (Санкт-Петербург).

Проект при поддержке компании RU-CENTER